Сегодня гость нашей рубрики — Сергей Николаевич Зайцев, тенор, Заслуженный артист России, режиссёр, педагог.
В ноябре 2020 года Сергей Зайцев принимал участие в качестве преподавателя в программе повышения квалификации по программе «Сольное академическое пение».
В интервью Сергей Николаевич рассказал о своем становлении на музыкальном поприще.
– Традиционный для нашей рубрики вопрос – о Вашем становлении в профессии. Расскажите, пожалуйста, о Вашем музыкальном образовании. Когда Вы решили профессионально заниматься вокалом?
– Всё начиналось как у многих музыкантов: музыкальная школа по классу аккордеона, музыкальное училище – дирижёрско-хоровое отделение, консерватория – вокальный факультет.
В музыкальном училище появились уроки сольного пения. Стал формироваться лирический тенор, и наличие у меня сольного голоса определили мою дальнейшую творческую жизнь в искусстве. Хотя пел я с детских лет. В музыкальной школе сибирского города Кемерово был замечательный хор. И солировать я начал уже там.
Вы спросите, почему аккордеон? Просто очень нравился тембр звучания этого инструмента. И когда мы с мамой пришли на вступительные экзамены в музыкальную школу, директор школы, который преподавал скрипку, проверив мой слух, предложил мне выбрать скрипку. В то время симпатии к симфоническому оркестру у меня не было, и я устроил небольшой слёзный концерт, настаивая только на аккордеоне. Директор и комиссия сдались. Хотя их довод, что в 7 лет при моём росте меня не будет видно из-за аккордеона, был достаточно убедителен, меня приняли.
В музыкальном училище мне повезло: я учился у замечательного педагога, музыканта и дирижёра, Прокопия Алексеевича Бурнашова. Он закончил Екатеринбургскую консерваторию, был однокурсником Бориса Штоколова. Прокопий Алексеевича и привил мне настоящую любовь и интерес к искусству. Я начал покупать пластинки великих дирижёров, вокалистов. И по окончанию музыкального училища вопрос о том, куда поступать дальше, не стоял. Я стал студентом Новосибирской консерватории. Только на этот раз вокал победил дирижирование. Я попал в класс народного артиста СССР Егудина Валерия Григорьевича.
На пятом курсе нас с супругой пригласили в г. Сыктывкар на главные партии в государственный театр оперы и балета Республики Коми. За два года я подготовил и спел несколько главных партий: Пинкертона в опере Д. Пуччини «Чио-Чио-Сан», Альфреда в опере Д. Верди «Травиата», Париса в оперетте Ж. Офенбаха «Прекрасная Елена» и т. д.
А дальше произошел интересный перелом в моей творческой жизни: в театр приехал начинающий режиссёр ставить свой дипломный спектакль «Золотой цыплёнок». Это был Дмитрий Бертман. Сейчас он руководитель «Геликон оперы» в Москве, один из ведущих оперных режиссёров России. Мы познакомились, подружились. И перед отъездом он предложил мне поступить в ГИТИС на музыкальную режиссуру, видя мой неподдельный интерес к этой профессии. Эта мысль не отпускала меня ни на минуту. В итоге мы оказались в Москве, а я стал студентом факультета режиссуры музыкального театра ГИТИСа (мастерская Заслуженного деятеля искусств России Немчинской Разетты Яковлевны). Далее – работа солистом в хоровом театре Бориса Певзнера, сотрудничество с известными коллективами Москвы и России (камерный хор Владимира Минина, Оперный фестиваль в Брегенсе (Австрия), Российский симфонический оркестр под управлением Владимира Федосева, зарубежные гастроли по разным странам Европы и мира с камерными программами, дуэтом с моей супругой Ириной Зайцевой, замечательной певицей и музыкантом.
– Какие профессиональные рекомендации можете дать тем, кто только начинает осваивать вокальное мастерство?
– Доверять своему педагогу, учиться на лучших примерах мировой классики. А эти примеры вам поможет найти опять-таки ваш педагог. Участвовать в концертах, конкурсах. Только так можно избавиться от страха сцены и приобрести опыт. И самое главное: все, кто занимается вокалом, должен понимать, что свыше ему даровано чудо, которое называется ГОЛОС (и музыкальный слух, и ритм, и всё, что необходимо для пения.) И поэтому вы должны с благодарностью принять этот дар. Развивать свой голос, беречь его и радовать им окружающих вас людей!
– По-вашему, какими качествами должен обладать вокалист?
– Для вокалиста необходимы такие качества, как целеустремлённость, уверенность в себе, любознательность, увлечённость своим делом и даже фанатизм.
– Какие вопросы вокальной педагогики, на Ваш взгляд, стоят сегодня особенно остро?
– Главный вопрос – это нехватка профессиональных педагогов по вокалу. В настоящее время петь хотят очень многие. И преподавать вокал берутся все, кому не лень. Я часто встречаю молодых вокалистов с хорошими природными данными, но уже испорченных безответственными педагогами. А исправлять ошибки у вокалиста сложнее, чем научить его с чистого листа. Поэтому я всегда говорю начинающим вокалистам, что главное – это педагог. И не важно, где он преподаёт.
– Сергей Николаевич, в чем Вы находите вдохновение?
– В самом занятии музыкой, в своей профессии, в общении со слушателями на концертах, в занятиях со студентами. Заниматься искусством, в принципе, без вдохновения и творческого подъёма невозможно. Иначе это будет ремесло, а не искусство. Хотя любым ремеслом тоже надо заниматься с вдохновением.
– Что Вы считаете самым ценным и важным в искусстве?
– Нести радость людям. «Красота спасёт мир», – эту фразу великого классика никто не отменял.
*** Видеозаписи
Мастер-класс Сергея Зайцева в рамках обучения по программе повышения квалификации по сольному академическому пению, организованного ГАУ РК «Центр народного творчества и повышения квалификации» совместно с организаторами XIX (I-ого дистанционного) Международного конкурса юных вокалистов на приз Ольги Сосновской.
Лекционный методический семинар по программе «Сольное академическое пение». Тема: «Основные принципы работы с юным вокалистом в учреждении дополнительного образования». Преподаватель Сергей Зайцев (00:00 — 00:50).
*** Краткая биографическая справка о Сергее Николаевиче Зайцеве (источник — сайт Продюсерского центра Владимира Юрковского)
Тенор. Заслуженный артист России. Режиссёр. Педагог. Лауреат Гран-при международного конкурса исполнителей старинного русского романса имени Изабеллы Юрьевой в Таллине (2004). Награждён орденом Сергия Радонежского Русской Православной Церкви.
Выпускник Новосибирской государственной консерватории (1989), государственного института театрального искусства (ГИТИС, 1994. факультет режиссуры музыкального театра).
Солист государственного театра оперы и балета Республики Коми (1989-1991). Солист хорового театра под управлением Б.С. Певзнера. (1993 – 2000) Солист Брегенского оперного фестиваля в Австрии (2001-2004). Солист московского мужского камерного хора (2005 – 2015). Солист праздничного хора Новоспасского, ставропигиального, мужского монастыря (1995 – 2015). Как приглашенный солист сотрудничал с московским государственным симфоническим оркестром под управлением В.И. Федосеева. С сольными концертными программами гастролировал в Швейцарии, Германии, Финляндии, Швеции, Голландии, Италии, Греции.
Художественный руководитель детского музыкального театра «Балаганчик». Является членом жюри нескольких всероссийских и международных конкурсов: «Сибириада» г. Кемерово, «Пражское Рождество» Прага, конкурс старинного русского романса им. Изабеллы Юрьевой в Таллине, конкурс классического вокала в Кохтла-Ярве, конкурс «Дети играют старинную музыку» в Москве. В творчестве Сергея Зайцева три CD альбома.