Гость нашей рубрики — Андрей Петрович Босов, артист балета, балетмейстер, экс-премьер балета Мариинского театра, педагог — профессор, доцент.
Андрей Петрович родился 29 ноября 1953 года в Ленинграде.
Учился в ЛХУ им. А. Вагановой у педагогов Б.Я. Брегвадзе и Н.Н. Серебренникова.
В 1972 году, вскоре после окончания Вагановского училища, выступал на сцене Кировского (Мариинского) театра и стал премьером балета. Исполнение Андрея Босова отличалось элегантностью, обаянием, осмысленной актёрской игрой. Его ценили как танцовщика лирического дарования, мастерски владеющего приёмами дуэтного танца.
Спустя 2 года Михаил Барышников пригласил молодого танцовщика в балет Май Мурдмаа «Блудный сын», где Босов исполнил партию одного из соратников Сына. В репертуаре театра ему поручали роли лирической направленности — Данила в «Каменном цветке», Меркуцио в «Ромео и Джульетте», Юноша в «Ленинградской симфонии». Справлялся он и с актерскими трудностями — в балете «Тиль Уленшпигель» ему досталась отрицательная роль — Рыбника, а в воспоминаниях Нины Аловерт он мелькает как злой и ехидный Арлекин.
С 1973 по 1989 г.г. Андрей Петрович преподавал классический и дуэтный танец в Ленинградском хореографическом училище им. А.Вагановой.
С 1983 года Андрей Петрович Босов стал работать как постановщик, делая концертные номера для артистов балета различных трупп страны, ставя танцы в операх, драматических спектаклях, постепенно дорастая до постановок балетов. В 1987 окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа (педагоги В.В. Васильев и Е.С. Максимова).
В 1987 году Андрей Босов создал труппу «Камерный балет» при Кировском театре, которая просуществовала до 1991 года. Он ставил для труппы свои балеты и осуществлял постановки других русских современных хореографов: Михаила Фокина, Леонида Якобсона. Танцевали молодые артисты театра. Постановки А. Босова: «Ромео и Джульетта» на муз. П.И. Чайковского, «Триптих» на музыку Г.В. Свиридова (2-я премия Всероссийского конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве), «Маскарад», рок-балет на муз. А. Вапирова, «Картинки с выставки» на музыку М.П. Мусоргского…
Андрей Босов сыграл в нескольких фильмах, снятых на Ленинградском телевидении («Голубые города», «Принц и нищий»), а также в фильмах-балетах («Чаплиниана»). Зрителям запомнился как братец Апрель из фильма-сказки «Двенадцать месяцев». На съемках сказки А.П. Босов познакомился со своей будущей женой — актрисой Натальей Поповой, исполняющей роль падчерицы.
В 1987, 1990 и 1992 годах Андрей Петрович гастролировал в США.
В 1992 году на гастролях русского балета в Нью-Йорке Андрей Босов станцевал свой последний спектакль, ушел на пенсию и остался работать в Америке – его пригласили возглавить Performing Arts Center в Ватервилле (штат Мэйн). Работал хореографом с 1996 года, первая труппа, которой он руководил, закрылась, но балетмейстер штат Мэн не покинул и в 1998 году создал в Питтсфилде балетную школу «Bossov Ballet Theatre», которая функционирует до сих пор.
С 2019 года Андрей Босов преподает в Академии танца Бориса Эйфмана и АРБ им. А. Я. Вагановой.
В июне 2016 года состоялось обучение преподавателей детских школ искусств Республики Коми по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Методика преподавания классического танца в детской школе искусств». В качестве преподавателя был приглашен Босов Андрей Петрович, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова». В рамках курсов прошли лекции, практические занятия и мастер-классы с учащимися гимназии искусств при главе Республики Коми имени Ю.А. Спиридонова.
Об особенностях балетной школы в России и за рубежом, об опыте исполнителя и постановщика Андрей Петрович рассказал в июле 2020 года в программе «Петербургские встречи».
Публикации А.П. Босова:
- Статья «О преподавании Актёрского мастерства в балетной школе» вестник АРБ им. А. Я. Вагановой, 2008;
- Учебное пособие «5 уроков дуэтного танца» СПб Консерватория им. Н. И. Римского-Корсакова -СПб.: Скифия-принт, 2017;
- Научная статья «Нравственные аспекты преподавательской деятельности при профессиональной подготовке артистов балета» 39-й Всемирный Конгресс CID at UNESCO по танцевальным исследованиям.- СПб.: СИНЭЛ, 2015;
- научная статья «Проблемы с созданием запоминающихся художественных образов у современных хореографов» 47-й Всемирный Конгресс CID at UNESCO.- СПб.: СИНЭЛ, 2016;
- научная статья «Эволюция техники классического танца за последние 100 лет» MUSICUS вестник СПб Консерватории №1, 2017.
Награды, достижения:
- 2-е место на Всесоюзном конкурсе артистов балета и хореографов в Москве, 1984 г. (хореограф);
- создание балетной школы в США «Bossov Ballet Theatre»;
- создание более 30 одноактных и полнометражных балетов, которые шли на сценах Мариинского театра, Уфимского театра оперы и балета, Portland Ballet, Robinson Ballet, Bossov Ballet Theatre (США);
- воспитание учеников, которые танцевали и танцуют в Мариинском театре, Американском Балетном Театре, в труппе Мориса Бежара и в других коллективах;
- издание книги «Дуэтный танец в классическом балете: техника поддержки от А до Я» LAP LAMBERT Academic publishing, 2018 г. на русском и английском языках.
Балет А. Хачатуряна «Чипполино» в исполнении воспитанников «Bossov Ballet Theatre»по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=SEyWRCOfxVs&feature=emb_logo
*** Информация, фото- и видеоматериалы — из свободных источников интернета